ОРИЕНТИР – ИННОВАЦИИ
Полтора десятилетия назад в нашей стране знали об офисных перегородках преимущественно понаслышке. Именно тогда, решив завоевать эту рыночную нишу в России, только что созданная компания NAYADA стала первопроходцем, а ее руководство могло лишь догадываться, к чему приведет эта затея. Сегодня, оглядываясь на этот отрезок времени и строя планы на будущее, президент компании Дмитрий Черепков рассказывает нашему корреспонденту о ее достижениях и перспективах, о том, каким он видит этот бизнес.
OS: Дмитрий, давайте начнем с истоков – история компании, основные этапы ее становления и развития...
Д. Ч.: Когда NAYADA начала заниматься изготовлением систем oфисных перегородок, они были почти неизвестны в России. Под перегородками подразумевали гипсокартонные и кирпичные стены, разделяющие административные помещения на ячейки для сотрудников. Импортная продукция была большой редкостью, которую могла себе позволить далеко не каждая компания. Поэтому мы решили создать свою линейку продукции, и в результате смогли сделать системы перегородок технологичным товаром массового спроса. Ну а залогом успешного продвижения на российский рынок стали современная производственная база компании, основанная на собственных инновационных решениях, и высокий уровень предлагаемого нами сервиса. Сегодня в нашем ассортименте – 18 систем перегородок различного назначения, системы ограждений, стойки reception, офисная мебель и двери. Мы активно осваиваем новые направления деятельности, расширяем свою «географию» – у нас действуют 19 региональных представительств во всех крупных городах России и странах СНГ, в том числе и в Украине. В 2007 году мы открыли офис в Италии, в 2009м – в Кишиневе. Планируем дальнейшее освоение российских регионов, а также выход на соответствующие рынки Польши, Чехии и других стран Юго Восточной и Центральной Европы.
OS: Как изменился за полтора десятилетия вашей деятельности российский рынок, что нового появилось в предпочтениях заказчиков?
Д. Ч.: Когда мы начинали, заказчики чаще всего ограничивались простым набором требований по зонированию рабочего пространства, хотя уже и тогда были клиенты, которые хотели получить более современный и нестандартный продукт. По мере того, как менялись подходы к организации бизнеса, изменялись и принципы формирования офисного пространства. Постепенно люди начали понимать, что офис– это лицо фирмы, отражающее ее индивидуальность, а качественные интерьеры – отличная возможность подчеркнуть ее успешность. Сегодня построение офисного пространства отражает все тенденции развития современного общества. Например, наряду с распространением принципа open space, все более популярными становятся офисы, где за сотрудниками не закреплено постоянное рабочее место: если один из них отсутствует, свободную «площадку» занимает другой. Это позволяет очень эффективно использовать офисную территорию.
OS: В Украине ваша компания уже сравнительно давно. Что можете сказать о нашем рынке?
Д. Ч.: Разумеется, у него есть свои особенности, связанные, прежде всего, с общим уровнем экономического благосостояния. В небольших населенных пунктах по преимуществу востребована продукция местных строительных и мебельных компаний. Она гораздо дешевле, но и качество у нее соответственное. Основная доля заказов поступает к нам из крупных городов – Донецка, Харькова, Днепропетровска, Одессы. Люди там больше открыты всему новому и располагают определенными финансовыми возможностями, позволяющими приобретать эстетичный и качественный продукт. Но даже в этих городах выбор нередко определяется ценовыми категориями. Основные наши заказчики из регионов – крупные компании, владеющие собственными офисными помещениями. Арендаторы офисов в большинстве случаев отдают предпочтение продуктам эконом-класса. Хочу сказать, что наши клиенты, помимо качества, выбирают еще и высокий уровень сервиса. И неслучайно, наверное, в последнее время к нам все чаще обращаются по рекомендациям компаний, с которыми мы уже когда-то сотрудничали.
OS: Насколько, по вашему, различаются российский и украинский рынки? И в чем основные отличия?
Д. Ч.: Российский рынок перегородок отличается от украинского так же, как русский отличается от украинца. У нас общие корни, и долгие годы мы жили в одной стране. В Украине, например, получить заказ на бюджетный или государственный объект столь же сложно, как и в России. Кроме всего прочего, в вашей стране масса примеров нарушения строительных норм. Несмотря на достаточно высокую конкуренцию (предлагается белорусский, украинский, итальянский, турецкий профили), новые клиенты плохо представляют возможности офисных перегородок. Поэтому мы вынуждены вести серьезную разъяснительную работу, осуществлять различные стимулирующие акции. Сотрудники нашего украинского офиса считают, что в вашей стране наиболее значим фактор цены.
OS: Кроме ближнего зарубежья, у NAYADA есть представительство в Италии. Как вообще родилась идея выхода на итальянский рынок, со всеми его канонами и традициями, с какими трудностями это было сопряжено и, главное, насколько перспективным вы его считаете?
Д. Ч.: Эта идея родилась в рамках программы стратегического развития компании. Для того, чтобы стать лидирующим производителем офисных перегородок и конкурировать с законодателями мод в сфере дизайна, надо научиться работать на их территории и по их правилам. Италия – хорошая логистическая точка, она больше, чем Россия, подходит для организации эффективной работы – например, со странами Среднего Востока. Несмотря на то, что итальянский рынок коммерческой недвижимости очень сильно просел, мы сохраняем свое присутствие в этой стране. Выжить в таких условиях нам помогает ориентация на инновации, снижение издержек, расширение сети агентовдилеров. В наших планах – закрепиться на итальянском, европейском и мировом рынках в качестве инновационной компании, производящей широкую гамму перегородок.
OS: Каковы новейшие тенденции офисного дизайна в России?
Д. Ч.: Одна из самых популярных – стиль «одомашненный офис». Оформляя такие помещения, дизайнеры сознательно стирают грани между офисным и домашним интерьером. И это понятно – человеку свойственно естественное стремление создавать для себя комфортные условия, а тенденция стилизовать офис под дом связана с темпом жизни современного мегаполиса, где бизнес требует постоянного участия. Отдавая работе большую часть дня, люди хотят сделать офисы уютнее. В строгом офисном интерьере появляются неожиданные вещи, характерные для домашней обстановки. Портьеры на окнах, ковры в переговорных – все это уже не редкость и помогает создать в офисе особую атмосферу, располагающую к эффективной работе. Современные компании достаточно свободны для того, чтобы выражать свою миссию посредством интерьера, что многие и делают. Дизайн некоторых офисов рекламных и маркетинговых агентств отображает существующий в компаниях фактор свободы и неформальности. В ассортиментном портфеле NAYADA уже появилось несколько универсальных предложений для дома и офиса.
OS: В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться офисный дизайн и сопутствующие ему рынки? Осознают ли украинские заказчики важность правильной организации офисного пространства?
Д. Ч.: Как я уже говорил, офисный дизайн все больше будет стремиться имитировать домашний интерьер и отражать дух компании. Отсюда можно сделать вывод, что будут востребованы какие-то авторские вещи, предлагаемые дизайнерскими мастерскими. Что касается украинских заказчиков, то в них нет ничего уникального, отличающего их от прочих. Принципы правильной организации делового пространства одинаковы в Украине, России и странах СНГ. Примером этому может служить множество проектов европейского уровня, реализованных нашими региональными представительствами. Конечно, местные традиции могут и должны прослеживаться в оформлении, но в конечном итоге компании сами решают, какой интерьер будет способствовать эффективному ведению бизнеса.
OS: Как известно, NAYADA активно стимулирует развитие дизайна. Не поделитесь ближайшими планами в этом направлении? Какие конкурсы и мероприятия вы намечаете провести?
Д. Ч.: Мы всегда поддерживали творческие устремления молодых дизайнеров и архитекторов. Для этого в свое время и был придуман архитектурный конкурс «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации». Его популярность год от года растет, он уже приобрел статус международного. Постоянно увеличивается число участников и заметно улучшается качество работ, среди которых встречаются настолько зрелые, что их хоть сейчас можно запускать в производство. В этом году конкурс будет проводиться уже в пятый раз, и мы надеемся, что он будет так же богат на нестандартные подходы к организации офисного пространства. Параллельно с этим масштабным мероприятием NAYADA проводит еще два конкурса – ART-DOORS и ART-STICKERS, посвященных дизайну дверей и наклеек на стеклянные поверхности. Конкурсанты получают возможность «оторваться» и по максимуму проявить свою фантазию. Мы уже получили массу интересных идей, которые обязательно воплотим в готовые изделия.
OS: В деловых кругах немало говорится о конкуренции и конкурентной борьбе. Что, по вашему мнению, делает компанию конкурентоспособной на рынке?
Д. Ч.: В прошлом году наш рынок пережил заметное снижение спроса и очень существенное падение цен. С возникновением новых экономических реалий конкурентная борьба в нашем сегменте заметно обострилась, количество активных игроков уменьшилось. На рынке остались только сильные компании, с четко налаженными бизнес-процессами, которые могут позволить себе гибкую ценовую политику и способны предложить сервис высокого уровня. Пришло время клиентов, они стали более требовательными. Обычно наш заказчик принимает решение о заказе, руководствуясь критериями эстетической привлекательности изделия, надежности, цены и репутации поставщика. Если до кризиса на первом месте были надежность и эстетика, а затем уже цена, то сегодня стоимостные параметры стали гораздо существеннее. Кризис сделал цены адекватными, что заставило нас внимательнее посмотреть на производственную цепочку и процессы формирования себестоимости. Ну а наиболее конкурентоспособной можно считать компанию, которая в сложных условиях может быстро перестроиться и предложить клиенту уникальный продукт, способный обеспечить ей новые возможности для роста. Мы, например, не так давно разработали и запустили в производство очень своевременные и востребованные рынком коммерческой недвижимости продукты – перила-ограждения NAYADA-Parapetto и ассортиментные предложения для рынка частных интерьеров.
OS: Принесла ли финансовая нестабильность перемены в отраслевых методах работы? Что изменилось конкретно для вас?
Д. Ч.: Сегменты торговой и офисной недвижимости, в которых работает NAYADA, в наибольшей степени пострадали от кризиса. Ценовой фактор приобрел для наших клиентов приоритетное значение. Если раньше мы предлагали свою качественную продукцию по более высокой, чем у конкурентов, цене, то сейчас действительность диктует новые подходы к ценообразованию. Нам пришлось снизить цены, но при этом качество, к которому привыкли наши клиенты, остается прежним. К сожалению, сокращение рентабельности из-за падения цен ведет и к снижению качества в среднем по отрасли. Бывает, что клиент соглашается на то или иное демпинговое предложение, поставщик берется за его реализацию и оказывается просто не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. Но я уверен, что скоро ситуация улучшится, и клиенты вновь начнут понимать важность баланса «цена-качество».
OS: Каковы ваши планы на будущее?
Д. Ч.: Действительность вносит в них свои коррективы, но, тем не менее, уже сейчас мы вплотную занялись повышением эффективности производства и освоением новых рынков, форсируем работу по модернизации нашей продукции. Благодаря этому NAYADA может предложить более современные и при этом менее затратные решения. Следуя новейшим тенденциям в оформлении интерьеров, мы создали в компании отдельное направление под названием ART-HOME. В нем представлены авторские работы, которые одинаково хорошо смотрятся и дома, и в офисе, если там необходима неформальная атмосфера. Сегодня в рамках этого на правления мы предлагаем дизайнерские двери ART-DOORS, трендовый стеллаж-полку FOREST и забавные мягкие пуфы SmartBalls. Теперь заказчики могут воспользоваться комплексом наших услуг, начиная от разработки проекта интерьера и заканчивая его обустройством и наполнением аксессуарами.