Архитектурные конкурсы – это взгляд в будущее
На глазах набирают популярность архитектурные конкурсы, учреждаемые Союзом архитекторов России совместно с компаниями, являющимися ассоциированными членами Союза. В связи с этим мы попросили ответить на несколько вопросов Юрия СДОБНОВА – председателя жюри конкурса «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации», вице-президента Союза архитекторов России, академика архитектуры, Заслуженного архитектора России.
- Юрий Афанасьевич, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу архитектурных конкурсов, в частности - проводимых Союзом архитекторов России совместно с компаниями, являющимися ассоциированными членами САР. Какие возможность подобные конкурсы предоставляют для самих архитекторов? Как вы относитесь к совместным конкурсам?
- Конкурс для архитектора – очень интересная поисковая работа. Союз архитекторов России всегда выступал и выступает за максимальное развитие конкурсов, считая, что конкурс дает наиболее интересное и перспективное решение поставленной задачи.
Разумеется, многое зависит от условий самого конкурса. Для любого архитектора, участвующего в конкурсе, даже при самых жестких вариантах условий, есть возможность фантазии, творчества, поиска наиболее интересных решений. За все время проведения архитектурных конкурсов интересно было наблюдать за изменением отношения к историческому наследию. Как, в соответствии с этим, менялась содержательная, а потом и изобразительная часть конкурсов…
- А она основательно менялась?
- Еще как! При Хрущеве мы, реконструируя даже центр города, в основном ориентировались на индустриальную застройку. Соответственно, руки были связаны…вопросы сохранения исторической среды, исторической планировки… И объемы нужно было делать такие, которые можно максимально индустриализировать, унифицировать. Поэтому для фантазии архитектора существовали жесткие рамки. Причем, настолько жесткие, что даже не только унификация индустриальных объектов приводила нас к тем решениям, которые мы получали на практике, но даже сама творческая мысль архитектора становилась унифицированной.
А когда изменилось отношение к историческим центрам – в первую очередь в сознании общества – у нас появились совершенно другие конкурсы. Главной задачей теперь является сохранение исторической среды и максимально органичное встраивание в эту среду новых сооружений, формирование иных пространств, которые являлись бы масштабно сложившимися частями города…
Например, всем известный конкурс на здание Мариинского театра. В такой, казалось бы, исторически сложившейся среде Санкт-Петербурга вдруг возникает совершенно особая, невероятная для нашего понимания архитектура, которую мы и архитектурой-то назвать боимся. Для нашего глаза это нечто особенное, непривычное. Профессиональное жюри признало этот проект наилучшим. Мы отошли от классического видения Санкт-Петербурга, вошли во что-то новое – и робеем, но все-таки вступаем. Я не знаю, что получится в результате, потому что сейчас бедный французский автор мучается со всякими нашими организационными сложностями, но решение задачи – просто фантастика!
- А чем характеризуются совместные конкурсы?
- Для компаний, являющихся ассоциированными членами Союза архитекторов России, совместно с которыми мы учреждаем те или иные конкурсы, они важны, в первую очередь палитрой того, что получается в результате. Сегодняшний заказчик конкурса хочет видеть престижную архитектуру, функциональные решения, красивый интерьер, фасад, который занимал бы особое место, гармонично вписывался в ту среду, в которой он находится. То есть речь идет о широком выборе возможностей, которые позволяют заглянуть вперед и получить новые интересные решения. Союз архитекторов России считает, что самые серьезные архитектурные решения – здания, застройки, градостроительные проекты – должны разрабатываться именно на основе конкурсов.
Например, в октябре 2005 года Союз архитекторов России совместно с компанией «NAYADA» - ассоциированным членом САР, ведущим российским разработчиком и производителем многофункциональных систем перегородок, работающим на рынке 10 лет, - объявили об учреждении нового конкурса «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации».
- В чем заключается идея конкурса?
- Как компания, много лет связанная с решением задач по эффективной организации офисного пространства, компания «NAYADA» может первой поднять тему офисного пространства как целевую конкурсную задачу в масштабах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Опыт и практика компании в совокупности с профессиональным архитектурным подходом участников конкурса представляют необозримое поле для поисков интересных решений.
Основная задача конкурса – определение лучших реализованных проектов офисных интерьеров, сочетающих яркость дизайнерской идеи с высокой функциональностью помещений; продемонстрировать широкие дизайн и конструктивные возможности использования систем перегородок «NAYADA» для реализации творческих архитектурных замыслов; и – что максимально важно для нас, для Союза архитекторов, - поддержать современные разработки и новаторские идеи в создании офисных интерьеров.
Мы ожидаем в результате проведения этого конкурса целую палитру контрастных друг другу и тем самым очень интересных решений. В октябре 2006 года, при подведении итогов, жюри, скорее всего, окажется перед сложнейшей задачей выбора лауреатов, но иногда приходится наступать на горло собственной песне, руководствуясь при отборе победителей каким-нибудь жестким критерием.
Компания «NAYADA», имеющая за плечами такие реализованные объекты, как «Москва - Сити», Сбербанк и «Raiffeisenbank», «General Electric» и «General Motors», мэрия Москвы и Государственная Дума, Посольства Германии и Италии, ТЦ «Мосмарт» и «МЕГА» и многие другие объекты, учреждая этот конкурс, стремится раскрыть как новые возможности своего продукта, так и предоставить нашим архитекторам свободу фантазии и творческого поиска.
- Как Вы относитесь к участию в конкурсе студентов архитектурных вузов?
Мы искренне приветствуем участие студентов архитектурных вузов и факультетов в конкурсах различного типа сложности. Вот проектировать реальные объекты – им пока рано, а дать возможность творить, искать, находить… Может быть, именно в них, тех, кто через несколько лет вступит в архитектуру как в профессиональную среду, сейчас и формируется то видение архитектуры, которое окажется востребованным и доминирующим в самое ближайшее время…