Есть ли тренды в проектировании офисных пространств: NAYADA о мастер-классе Николая Миловидова
В Москве состоялся мастер класс Николая Миловидова (архитектурное бюро UNK project) на тему «Тренды в проектировании офисных интерьеров — есть ли они?», организованный компанией NAYADA. Мероприятие прошло в рамках деловой программы выставки Batimat 2014 и конкурса архитектурных и дизайнерских проектов внутреннего пространства Batimat Inside от РИА АРД.
На мастер-классе с заявленной провокационной темой управляющий партнер и Главный архитектор бюро UNK project Николай Миловидов выделил основные современные тренды в проектировании офисных интерьеров и соответствующие аспекты взаимодействия между заказчиком и архитектором. Основополагающим стал факт, что офисная мода рождается не только в дизайнерских бюро. Все возникающие тренды обусловлены вполне конкретными потребностями заказчика и направлены на развитие бизнеса.
Стоит отметить, что с 2014 года обозначен приоритет на постоянную работу в офисе, так как статистика показала, что работа на «удаленке» не выгодна бизнесу. Даже крупные компании вроде Yahoo или HP, практикующие аутсорсинг, официально объявили о возвращении постоянных рабочих мест в офисе.
Работодатель старается максимально разнообразить рабочее пространство и сделать его «домашним», так как сегодня офис — это пространство для жизни, нежели просто место работы. Красивая «картинка» офиса и различные бонусы в виде лаунжей, спортзалов и кофе-поинтов служат как имиджевой составляющей бизнеса, так и HR-инструментом мотивации сотрудников для большей результативности в работе. Мода, на первый взгляд, стремящаяся к самовыражению, в действительности подразумевает сильный рациональный базис — при визуальной составляющей, каждый проект офиса имеет жесткий функциональный и экономический расчет.
Мастер-класс логично сосредоточен по основным функциональным зонам офиса.
Начав с «приветственной» зоны офиса — Николай отметил проникновение «отельного» тренда в офисный reception. Как и в отелях, у стойки ресепции современных офисов можно получить необходимую информацию, а также использовать это место для переговоров или ожидания. Развитие подобной «транзитной» зоны обусловлено необходимостью промежуточного места для общения. В отличие от переговорных, которые больше подходят для официальных мероприятий, мягкая зона reception позволяет проводить более неформальные встречи.
Тенденция в необычном оформлении кофе-пойнтов также обусловлена потребностью в расширении коммуникаций. Современные офисные зоны питания ориентированы на общение с коллегами и партнерами. С психологической точки зрения сотрудникам необходима смена визуального ряда и ощущение того, что они не на работе — поэтому все больше интерьер кафетериев или больших столовых похож на ресторан или другое отвлеченное место.
Не исключением стала и рабочая зона офиса. Принцип Open Space , доля которого до 90-х годов равнялась кабинетной системе, теперь внедрен почти во всех офисах. Однако, как утверждает Николай Миловидов, абсолютный open space невозможен. Внутри системы возникают новые зоны, например кабинеты руководителей. К тому же, всегда будет существовать бизнес, построенный на закрытом общении (например, юридические конторы, в которых происходит передача конфиденциальной информации). Говоря о мебели для сотрудников, популярность набирают акустические решения. Следовательно, развививаются новые офисные зоны — лаунжи, мягкие кабинки, небольшие переговорные. Акустическая мебель позволяет сохранять приватность в условиях open space и быть полезной как для личных бесед, так и для изолированной работы.
Офис становится самодостаточной территорией, где можно комфортно находиться продолжительное время. Делая упор на социализацию внутри коллектива, компании стараются повысить эффективность работы и успешность бизнеса.
Таким образом, все тенденции офисных пространств возникают вследствие развития и появления новых потребностей самой компании-заказчика. Для архитектора создание нового офисного пространства четко обусловлено требованиями бизнеса. «Мастерство архитектора — отмечает в заключение Николай Миловидов, — подобно зеркалу: необходимо отражать и фиксировать потребности заказчика. И даже проектируя одни и те же функции офиса — каждый раз быть неповторимым».
По завершению мастер-класса все желающие смогли получить ответы на интересующие вопросы. Благодарим всех слушателей, а также организаторов выставки Batimat-2014 и наших партнеров РИА АРД за помощь в проведении мероприятия.