«СТАРТуем» вместе!
«СТАРТ» это не спортивная секция и не сеть гипермаркетов. Это название Государственной детской школы искусств архитектурно-художественного профиля. В этом году «СТАРТу» исполняется 25 лет. Об истории школы и ее уникальной методике, которая направлена на развитие визуального мышления будущих творческих личностей, дайджесту NAYADA рассказывает директор школы Инга Михайловна Абаева.
СТудия АРрхитектурного Творчества
На первый взгляд, слово «старт» тривиально, так можно назвать все что угодно. Но применительно к школе название «СТАРТ» многозначно. С одной стороны, это начало творческого пути для ребенка, а с другой — это аббревиатура: СТ — студия, АРТ —искусство или АРхитектурное Творчество. И за 25 лет это название стало брендом.
Начало «СТАРТа»
«В 1979 г. я жила с мужем в Алжире, — вспоминает Инга Михайловна. — Однажды мне предложили преподавать рисование в школе для детей сотрудников нашего консульства. За три года работы в этой школе я прикипела к работе с детьми. А поскольку по своей основной специальности я архитектор, уже тогда я задумалась о создании методики обучения, которая связывала бы профессию архитектора с общеобразовательной программой».
Вернувшись в Москву, Инга Михайловна стала заниматься с детьми на общественных началах в Доме архитектора. А в 1982 г. Краснопресненский исполком передал под детскую студию Союзу архитекторов дом 24на улице Щусева. «Я поняла, что надо создавать команду, — рассказывает директор школы. — Первым делом пригласила Ольгу Аркадьевну Бармаш, с которой мы когда-то вместе работали». В студии при ЦДА занятия по живописи и графике проводились на общественных началах, а учеников было всего 15.
Со временем учеников становилось больше, сформировался творческий коллектив преподавателей — единомышленников, архитекторов по образованию.
Сегодня Детская школа искусств № 12 «СТАРТ» архитектурно-художественного профиля Управления культуры ЦАО Москвы уже занимает 1063 кв. м в помещении нового дома № 18 на Зоологической улице. Более300 ребят посещают занятия.
На финише — творческая личность
В школе «СТАРТ» особая программа обучения, основанная на уникальной методике, за разработку которой коллектив школы «СТАРТ» в 1998 г. был удостоен государственной премии. В ней нет традиционного деления на живопись, рисунок и композицию, как это принято в обычных художественных школах. «Мы сформировали методику обучения прежде всего вокруг личности ребенка: важно не как, а что мы ему даем в процессе обучения и что мы хотим получить в результате», — утверждает Инга Михайловна.
В результате из стен школы должен выйти творческий человек, и даже не важно, кем он станет: архитектором, дизайнером, литератором или композитором. Важно, чтобы выпускник школы смог реализовать себя в творческой профессии.
Именно творчество — двигатель прогресса, — считает Инга Михайловна. Сейчас развитие творческого потенциала у детей как никогда актуально. Государство нуждается в творческих личностях. В связи с этим в августе 2008 г. Правительством РФ был утвержден «План по реализации концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ». «Поэтому наша методика отвечает требованиям времени», — отмечает Инга Михайловна.
Развитие визуального мышления
Творческая личность должна быть гармоничной, иметь широкий диапазон знаний. И в программе обучения школы большое внимание уделяется просветительской работе: дети посещают музеи, галереи, приобщаются к искусству театра, кино. Удачно соседство школы с зоопарком.
В музеях ребята познают мир искусственных форм, в зоопарке — мир природы. Здесь они делают зарисовки, отображают первые впечатления и учатся технике рисунка. А потом с помощью визуального мышления преображают полученные образы в новое качество. Визуальное мышление тренируется с помощью специальных заданий, которые посредством ассоциаций, парадоксов, обобщений, переворачиваний с ног на голову стимулируют творческий процесс.
Поверять гармонию алгеброй
«Мы стремимся соединить в одном человеке всё: не только умение рисовать и работать с материалом, но и генерировать новые идеи, — делится Инга Михайловна. — Это и называется умением проектировать, которое может дать ребенку только архитектор. Художник в основном обращает внимание на красоту мира, эстетику, эмоциональную составляющую. А у архитектора всегда комплексный, системный подход, он все подвергает анализу, как бы проводя все это же через разум, поверяя, так сказать, гармонию алгеброй».
Для этого нужно, прежде всего, знать арсенал средств— традиционных материалов (гуашь, карандаш, тушь) и таких, которые дети сами придумывают: тут и проволока, и обертки, — все, что есть под рукой, вплоть до использованных упаковок. Таким образом, ребята учатся работать с разными материалами, а кроме того, а практике видят, что такое безотходное производство и экология пространства.
На XXIII Всемирном конгрессе архитекторов, который проходил с 29 июня по 3 июля в Турине, одним из главных был вопрос воспитания детей в духе сохранения окружающей среды. «Мы тоже принимали в нем участие, — рассказывает Инга Михайловна, — и по итогам конгресса разработали программу для общеобразовательных школ. Задача такой программы — интегрировать все предметы через искусство. Это и есть гуманизация образования. Дети лучше усваивают произведения искусства, когда это проходит через творчество. Мы стараемся прививать ребятам вкус через создание целостной картины мира».
Реализация детских проектов
Проекты учеников школы «СТАРТ» востребованы. «К нам обращаются из библиотек для оформления интерьеров, — с гордостью отмечает Инга Михайловна,— например, библиотека им. Г.Х. Андерсена и библиотека им. братьев Гримм».
Школа «СТАРТ» заключает договоры на создание проектов детских изделий, выполненных по эскизам учеников: одежды, игрушек, тканей, полиграфической продукции. Такие изделия оказываются более интересными и неожиданными, чем проекты взрослых дизайнеров.
Юбилей школы — отметить творчески
Свой юбилей детская школа искусств собирается встретить творческими проектами. «Ежегодно Союз архитекторов приглашает архитектурные детские школы и студии России для участия в смотре-конкурсе детского архитектурно-художественного творчества на международном фестивале «Зодчество 2008» в Манеже. Смотр-конкурс в этом году пройдет в двух направлениях: «Культурное наследие России в руках молодых» и «Будущее создается сегодня», — рассказывает Инга Михайловна.
В рамках темы наследия ученики изготовят баннеры, на которых будут представлены исследовательские работы ребят, фото, рисунки, живопись, макеты памятников культуры, как древних, так и позднейших времен.
По теме созидания будут представлены совместные проекты детей и взрослых тоже в виде баннеров по оформлению среды: фотоколлажи, чертежи, рисунки проводимых в разных городах созидательных акций.
Одновременно с Зодчеством пройдет большая юбилейная выставка «СТАРТ, 25» в Третьяковке на Крымском валу. Детскими работами будут оформлены рекреационные зоны на всех 4 этажах — вокруг башни Татлина, — кстати, символа школы.
В рамках смотра-конкурса в Центре современного искусства также пройдет «круглый стол» по проблеме Международного конгресса архитекторов в Турине «Передача архитектуры». Гости из Австралии, Ирландии, Германии, Франции, Японии, Швейцарии и других стран приедут обсудить проблемы качества среды и архитектурной культуры как фундаментального права каждого человека. Также воспитание нового человека в контексте охраны и художественного преобразования среды станет ведущей темой «круглого стола» на конференции «Архитектура и дети».