Старт: Пространство для умников и умниц
В 1987 и 1989 годах – первые крупные победы. На Международной биеннале архитектуры в Софии «ИНТЕРАРХ 87» и «ИНТЕРАРХ 89» дипломы лауреатов. В этом же году после удачного выступления на Съезде дизайнеров в Харькове последовал заказ на статью «СТАРТ без финиша». Оформление вестибюля и игровых комнат в Детском Онкологическом центре по эскизам детей «СТАРТа», оформление витрин Детского мира, I Архитектурный фестиваль детского творчества в ЦДА – все это осуществлялось вслед за первыми успехами. Попутно вдвоем отрабатывали концепцию методики студии, которая была изложена в журнале ВНИИТЭ «Дизайн в образовании», полностью посвященном анализу дизайнерских школ Англии, Японии, студии ЭДАС и студии «СТАРТ». Таким образом, за сравнительно короткий период, мы добились больших успехов: СТАРТ» оказался в ряду известных дизайнерских школ. Четыре школы рассматривались как равноинтересные и равнозначные явления. Вскоре, благодаря развернутой методике, студия получила статус Государственной школы архитектурно дизайнерского профиля.
С преподавателем, одним из создателей школы «СТАРТ» Ольгой Бармаш беседовала выпускница школы «СТАРТ» Лариса Калашникова.
-Ольга Аркадьевна, стартовцам Вас представлять не надо, но у нас сегодня другая аудитория. Поэтому начните с рассказа о себе.
Родилась в семье художника, который не смог получить профессию архитектора, хотя об этом мечтал с детства. Именно он подтолкнул меня к поступлению в МАРХИ. Моя институтская эпопея завершилась в 1971 году. Потом я благополучно осела в Моспроекте – 4 в замечательной бригаде не менее замечательного человека Ираклия Мосешвили. Благодаря младшей дочери Ксении, которая родилась в 79 году я оказалась в «СТАРТе».-Получается, что в школу вы пришли не по зову сердца?
Если бы четверть века назад мне сказали, что моя работа будет связана с детьми, не поверила бы. Всегда была далека от умильного взгляда на них, раздражали всяческие детские, так называемые, коллективы в передачах типа «Утренняя звезда". Грим у девочек под взрослых теть с румянами и накладными ресницами, немыслимые по цвету и фасону наряды, а уж от детского хора просто зубы болели. То же и в нашей области. Домик с окошком, заборчик, травка и в левом верхнем углу солнышко – вот детский штамп. Бороться с этим можно, и мы это делали в студии, когда отбора в школу практически не было. Теперь все по-другому. Двухтурный экзамен, плюс папка с самостоятельными работами плюс собеседование. Нами разработана целая серия оценочных упражнений. Раньше называли тестами, но психологи нас поправили. Тест предполагает один верный ответ из нескольких предложенных, у нас же на один вопрос множество ответов и чем он оригинальней, в рамках задания, естественно, тем больше шансов у ребенка попасть в «Старт».
-Скажите, вам не мешают на занятиях в «Старте» излишне раскованные, «без дистанции» отношения с учениками?
Не мешают. Я всегда относилась к детям, как ко взрослым, предполагая в каждом личность, отсюда и отношения складываются уважительно-доверительные, далекие от общеобразовательных – сели прямо, руки перед собой. Никаких педагогических изысков я предложить не могу, я и не педагог по образованию, просто я для них ненавязчивый пример от другого поколения, стараюсь обеспечить при этом интересное и полноценное общение. Мы партнеры, мы вместе стараемся создать что то новое и интересное.
- И вырастают личности, уверенные в себе, без комплексов.
А что в том дурного? С этой целью и задания у нас поначалу короткие, с гарантией эффектного результата, практически исключающим детскую неумелость. Мы избавляем детей первых классов от академических способов изображения, смещая акцент на нетрадиционные приемы – это коллаж, вырезки, отпечатки, всевозможные оттиски. Такой метод освобождает их оттрудностей техники живописи и рисунка: тонкие кисти и простой карандаш дождутся своего часа. Эта «азбука в руках детей дает им возможность сразу проявить свои творческие способности, увидеть и удивиться свойствам простых материалов. Любимое детьми и часто повторяющееся задание в «СТАРТе» – палитра. В этом задании от ребенка требуется показать все возможные способы использования одного и того же материала. Начинают думать, изобретать, каждому хочется открыть как можно больше способов. На следующем занятии то же самое с гуашью, потом с пластилином, акварелью, тушью и т.д.
- А праздники у вас бывают?
Ежегодно в Центральном Доме архитектора проводились «СТАРТ – парады», «Эволюция природы – эволюция культуры», «Путешествие в страну «СТАРТ», «Мусорный бал», аукцион вещей, выполненных детьми школы (от маленьких игрушек до светильников), конкурс грима «Face art», коллекция архитектурных костюмов разных эпох и стилей. Еще масленица, которая ежегодно проходит в Доме творчества архитекторов «Суханово» под Москвой. В течение трех дней проводится конкурс снежных скульптур из заранее заготовленных спрессованных снежных кубов. Дети считают, что работают как профессионалы, отсекая все лишнее. К концу второго дня появляются фонтаны, вазоны, скульптурные группы обитателей сухановского дворца, скамейки, львы, охраняющие вход во дворец, сирены и многое другое. Потом выносятся блины с мёдом и вареньем, чай, а вечером, под все общее ликование сжигают чучело масленицы. После ужина ещё одно весёлое мероприятие – «бал всех времен и народов» во Дворце, обязательно в костюме. Подобные праздники дают прекрасный шанс ребёнку открыть в себе неожиданные способности, подчеркнуть свою индивидуальность. В конце каждого учебного года мы выезжаем на автобусах с прекрасным архитектором и «что где когдатовцем» Никитой Шангиным по городам и сёлам. Все потом с удовольствием вспоминают эти замечательные пленеры.
- Как вам удается самой не уставать от детей и не надоедать им?
Наверное, они знают, что симпатичны мне, а я знаю, что нравлюсь им.