Чтобы не стать трудоголиком, надо уметь переключаться
В этом году генеральный директор крупной строительной компании «ГИНТМ» Михаил Борисов входит в состав жюри III Архиконкурса. Договориться о встрече было нелегко, каждый день Михаила расписан практически по минутам. В ходе беседы выяснилось, что, несмотря на занятость, Борисов находит время не только на работу, но и на увлечения, которые, по его собственному признанию, помогают ему переключаться.
— Михаил, как член жюри, что вы ожидаете от конкурса?
М.Б. — Я ожидаю от Архиконкурса таких решений, которые могут открыть новую страницу не только в архитектуре и дизайне внутреннего пространства, но и в строительной технологии. На мой взгляд, архитектор должен быть немного строителем, а строитель — немного архитектором, неслучайно в строительных вузах преподают архитектуру, а в архитектурных — строительные дисциплины, например, сопромат. Архитектор придумывает форму, планировку будущего здания, вместе с дизайнерами разрабатывает интерьер. И на данном подготовительном этапе принимаются решения, важные для нас, строителей, — например, в какой материал облечь тот или иной проект: железобетон или металл, дерево или стекло. В то же время форма проекта, с одной стороны, зависит от вкуса заказчика, с другой — от функций будущего здания. Так, кто-то предпочитает hi-tech, кто-то — классику, кому-то нравится минимализм. Выбор же в пользу open-space или кабинетной системы зависит от назначения компании, возможностей здания и конкретных пожеланий.
— Что именно, по вашему мнению, помогает разглядеть эти новые решения в представленных проектах?
М.Б. — Увидеть это, я уверен, помогает широта взгляда на окружающий нас мир и разнообразие нашего внутреннего мира. Собственно, для этого человеку и даны возможности проявить себя не только на работе, но и во «внерабочее» время.
— Вам самому удается выкроить время, чтобы расширить свой кругозор, найти источники вдохновения вне работы?
М.Б. — Да, конечно. Считаю, что без этого нельзя. Чтобы не стать трудоголиком, надо уметь переключаться. Для этого я стараюсь в свободное время заниматься чем-то, достаточно далеким от моей каждодневной деятельности. На первом альбоме группы «Ленинград» «Пуля» стоит ваша фамилия.
— Поддержка музыкантов — это один из способов «переключения»?
М.Б. — Я бы не назвал это поддержкой. Так получилось, что мой брат Митя Борисов раньше занимался организацией концертов разных групп (например, он работал с группами «Вопли Видоплясова», «Сплин» и др.). И в 97м году он предложил продюсировать талантливую, но мало кому известную на тот момент питерскую группу «Ленинград». А без денег пробиться даже талантливым музыкантам нелегко. Мой брат предложил им помочь с выпуском первого альбома. Дальше они уже пробивались сами. Я убежден, что они получили бы признание и без моей помощи, но мне, конечно, приятно, что в их становлении есть и какая-то скромная доля моего участия.
— Сейчас вы как-то поддерживаете отношения с группой «Ленинград»?
М.Б. — Недавно я отмечал свое 45-летие и просто пригласил Сергея Шнурова и его группу на мальчишник, на котором собралось 45 моих друзей. Было весело.
— А как еще вы любите отдыхать, отмечать праздники?
М.Б. — Я не очень люблю ходить по ресторанам, особенно пафосным, разным гламурным мероприятиям. И стремлюсь провести свой досуг так, чтобы это отличалось от будней. На работе морально устаешь от постоянного ощущения того, что не принадлежишь себе, что все приходится планировать. Появляется потребность в некой свободе, стихийности, что ли. Это может быть и отдых на даче, и песни под гитару в кругу семьи и друзей. Стараюсь не пропускать концерты любимых групп. На концертах «Аквариума» у меня лечится душа, группа «Чайф» дает заряд бодрости, ну а «Машина времени» — это ностальгические воспоминания по юности.
— Какие песни любите петь под гитару?
М.Б. — Больше всего рок-н-ролл, как и многие мои сверстники, со школьных лет: «Машина времени», «Воскресенье», Цой, Бутусов, Гребенщиков, «Чайф»,«Чиж&Ко», «Сплин». В общем те песни, которые можно сыграть на гитаре.
— А как вам удается сохранять прекрасную форму?
М.Б. — Знаете, вести бизнес — это занятие увлекательное, но оно сопряжено с частыми стрессами. Поэтому в какой-то момент я понял, что без спортивной ежедневной разрядки не обойтись. Стараюсь три раза в неделю с утра перед работой играть в теннис с друзьями. Это придает сил на весь день. А 8 лет назад увлекся горными лыжами. Теперь стараюсь выбираться на горнолыжные курорты два раза в год. Еще раз в неделю осенью, зимой и весной мы с друзьями играем в в хоккей.
— Вы упомянули о стихийном отдыхе и путешествиях в связи с этим. Но ведь обычно путешествия планируются заранее?
М.Б. — Обычно я путешествую на своем автомобиле — последние 5 лет много ездил по России и Европе, — и именно автомобиль дает чувство свободы. Ты не зависишь от расписаний самолетов и поездов, тебе не надо заранее бронировать все гостиницы, потому что, в крайнем случае, можно переночевать и в палатке, и в кемпинге. Мне нравится это ощущение свободы и осознание того, что никому ничего не должен.
— Значит, у вас нет определенной цели во время путешествий и вы едете, куда ветер подует?
М.Б. — Ну, совсем уж бесцельно мотаться по Европе не очень интересно. А цель всегда можно придумать. Так, например, последние лет десять я серьезно увлекаюсь футболом: в России болею за московское «Динамо». Стараюсь не пропускать матчи, хожу на стадион с друзьями. И если удается, выезжаю в другой город или другую страну, чтобы вживую наблюдать за матчем. Болеть на стадионе это совсем не то, что сидеть перед телевизором. На стадионе чувствуешь какое-то особое единение с другими болельщиками, испытываешь сильные эмоции, гордость за страну, если это международный матч.
— На последнем Евро-2008 в Австрии и Швейцарии тоже были?
М.Б. — Да, конечно, это уже второй чемпионат Европы, на котором мне удается побывать.
— Наверное, впечатлений останется еще на четыре года?
М.Б. — Не то слово, это был настоящий прорыв российской сборной, а для нас — праздник. Мы с друзьями посетили несколько матчей нашей сборной — в общей сложности из Москвы мы за три недели проехали 10 000 км и побывали в 10 странах Европы.
— Почему предпочитаете именно автотуризм?
М.Б. — Когда путешествуешь на автомобиле по разным странам, можно увидеть много такого, чего из окна отеля, поезда и иллюминатора самолета никогда не увидишь. В такой поездке непосредственно сталкиваешься с людьми, вступаешь в какие-то отношения, ведь в дороге может произойти все что угодно. Однажды в Черногории мы ехали через очень красивый и опасный каньон по горной дороге и прокололи колесо. Пришлось поставить докатку, максимальная скорость, на которой 50 км/ч. Доползли до ближайшего сервиса в горном селе. Английский там практически никто не знает, но я могу немного объясняться по-сербски, потому что у меня есть партнер в Черногории, а ребята из сервиса немного понимали русский. Хотя и без слов проблема была очевидна. Подобные случаи в России кажутся обычным делом, а в чужой стране и незнакомой местности становятся интересным опытом преодоления трудностей, культурных и языковых барьеров.